Вверх

Центр управления перевозками Обеспечить правильное и безопасное движение поездов по станциям

Миниатюрные пути, составы, светофоры. Побывали в лаборатории, где учат будущих железнодорожников Из Платоново в Васильево Как и чему учат будущих железнодорожников, мы узнали в Белорусском государственном университете транспорта – вузе с почти 70-летней историей. На протяжении многих десятилетий он является основной кузницей кадров для железных дорог.

Спрос на выпускников высок

Готовят в учебном заведении практико-ориентированных специалистов – в сотрудничестве с предприятиями и с помощью новейшего программного обеспечения. Евгений Федоров делится со студентами секретами работы поездного диспетчера Железная дорога в миниатюре Девять факультетов и десятки специальностей – выбрать в БелГУТе есть из чего.

Можно стать архитектором, экономистом, освоить таможенное дело.

Получить специальность, чтобы работать в железнодорожной отрасли. Сфера деятельности мегаответственная, поэтому огромное внимание при подготовке студентов уделяют не только теории, но и выработке необходимых навыков. …Отправляемся на факультет управления процессами перевозок. Заведующий кафедрой «управление эксплуатационной работой и охрана труда»

Оттачиваются практические навыки работы поездного диспетчера и организации процесса управления движением.

Внешне лаборатория напоминает ожившую мечту любого ребенка: десятки метров миниатюрных путей и проработанные до мелочей составы. А самое главное, как говорят в лаборатории, все шевелится: стрелки переводятся, сигналы подаются, светофоры горят, поезда ездят. Лаборатория была открыта несколько десятилетий назад. В СССР таких было три.

В Москве и Санкт-Петербурге их уже не существует, а гомельская работает как часы. Систему регулярно модернизируют, добавляют актуальные детали – к примеру, на одном из путей красуется блестящий макет подвижного состава компании «Штадлер». На практику – в ЦУП Железнодорожные пути проходят через несколько аудиторий – 11 связанных между собой станций.

На схеме железных дорог вы таких названий не найдете. Белгутовские станции носят имена ученых, которые когда-то работали в этой сфере.

Макеты зданий и картины с окружающими пейзажами созданы руками студентов-архитекторов.

Суть занятий в том, чтобы обеспечить правильное и безопасное движение поездов по станциям. Одно­временно работают до 15 человек.

Студенты связываются между собой по телефонам, причем регламент переговоров строго выверен, такой же, как и в реальности: переводят стрелки, включают светофоры, дают разрешение на движение и останавливают поезда. Плюс у нас есть современный программный продукт, который на компьютере имитирует весь этот процесс; сегодня на эту программу переходят все станции, и студенты еще во время учебы осваивают новые внедренные технологии. Лаборатория «Железнодорожный путь и путевое хозяйство» 

Сотрудничаем с БелЖД, у нас есть общие проекты. Эта лаборатория сделана совместно с Белорусской железной дорогой. Не так давно в нашей стране был создан единый Центр управления перевозками, специалисты которого обеспечивают оперативное управление движением поездов в любом уголке Родины. Вся информация о движении поездов, прогнозируемом времени их прибытия, ремонтных работах на дороге отражена в единой системе. Аналог этой программы установлен в лаборатории, где студенты одновременно управляют своими версиями реально существующих перегонов железных дорог. Ассистент кафедры Юлия Леинова в лаборатории «Центр управления перевозками»

Каждый отвечает за свой конкретный участок.

место, за которым сидит преподаватель, – аналог находящегося в столице ЦУПа. На экране сейчас перегон Житковичи – Муляровка. Им можно управлять, непосредственно находясь на этом участке железной дороги, а можно нажать кнопку в Минске – и стрелка переведется в Муляровке. Для непосвященного человека россыпь линий на экране – какая-то невообразимая паутина, но поднаторевшие студенты знают: красным цветом выделены поезда, зеленым – подготовленные для них маршруты.

После 2 курса студенты разъезжаются на практику по крупным железнодорожным станциям, а через год – еще и в ЦУП, где несколько недель оттачивают навыки уже в реальной версии программы. Рельсы, шпалы, подъемники

«Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов»

Теории и плакатов на стенах для обучения недостаточно. С устройством инструментов и материалов мы знакомимся непосредственно на практике. Натуральные рельсы, шпалы, узел рельсовых креплений, гидравлические подъемники – все это часть учебной аудитории. Все можно не только рассмотреть, пощупать, подвигать, но и сымитировать процесс ремонта и монтажа. – Вот шпала, которая сделана не из бетона, не из железа, а из композитного материала, что уменьшает шум и вибрацию. Используется в основном в метро: ведь тоннели все бетонируются, а бетон с бетоном – слишком жесткий контакт. Попутно узнаю занимательную информацию: вес железобетонной шпалы около 250–270 килограммов, одного метра рельса – 65 килограммов. Но понятно, что студенты должны знать больше. С помощью специального программного обеспечения они способны даже… заглянуть в будущее, удивляет Артем Лапушкин: студент конструирует виртуальную модель скобы, задает параметры эксплуатации – от места установки до интенсивности движения.

Программа просчитывает, что произойдет с этой деталью через определенное время.

Позволяет заранее увидеть слабые места, где может появиться излом. И надо сказать, система довольно точная, неоднократно такие исследования подтверждались реальными полевыми испытаниями.