Вверх

В прошлой статье была рассмотрена проблема мотивации в образовании и примерно определенно чего хотят студенты, но общих данных мало для построения правильной системы стимулирования студентов. Итак, задача – определить конкретно, чего хотят студенты, для дальнейшего построения системы стимулирования.

Для данной задачи, необходимо определить инструмент, при помощи которого можно решить поставленную проблему. В качестве такого инструмента был выбран мотивационный профиль. Итак, в первую очередь, что такое мотивационный профиль?
 
Мотивационный профиль – это индивидуальное сочетание мотивирующих факторов человека. Данного определения было выдвинуто после изучения труда Ш. Ричи и П. Мартина «Управление мотивацией». Данный труд является результатом их 20 летнего исследования мотивации среди управляющего персонала. В рамках своего исследования они использовали модель мотивационного профиля состоящего из 12 факторов. Исходя из определения мотивационного профиля, получается, что он состоит из n-факторов мотивирующих личность, но для построения какой-то общей картины следует принять адекватную модель исследуемой группе и в зависимости от цели исследования.
 
Исходя из предыдущей статьи, исследуемая группа – это студенты кафедры менеджмента одного из ВУЗов Украины, цель исследования – выявление факторов их мотивации. Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании имели схожую группу, поэтому была выбрана установленная ими модель.
  1. Потребность в высоком заработке, материальном вознаграждении и материальных благах.
  2. Потребность в комфортных физических условиях работы.
  3. Потребность в структурированной работе, обратной связи и информации о собственной работе, снижения степени неопределенности, связанная с работой.
  4. Потребность в социальных контактах, на уровне легкого общения с широким кругом людей.
  5. Потребность в стойких длительных взаимоотношениях с небольшой группой людей.
  6. Потребность в признании заслуг, приобретение социальной значимости.
  7. Потребность в достижении и в постановке для себя вызывающих целей.
  8. Потребность во влиянии и установлении контроля над другими.
  9. Потребность в разнообразности и переменах, то есть желании постоянно чувствовать стимулирующий интерес.
  10. Потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствования своей личности.
  11. Потребность в креативности и широте взглядов.
  12. Потребность в интересной и полезной работе для общества.
Если, внимательно изучить эту модель, то она может напоминать раздробленную пирамиду А. Маслоу, только без соблюдения порядка.
 
Воспользовавшись данными анкетирования, была построена диаграмма (рис. 1) важности каждого из факторов по выбранной модели.
Как читать диаграмму? Внизу подписаны по порядку мотивационные факторы из выбранной нами модели, высота колонок зависит от среднего значения согласно всем ответам респондентам отражающий данный вопрос, 0 – значит абсолютное отсутствие интереса к данному фактору, 3 – превосходной стремление к данному фактору, соответственно, чем выше столбик, тем он важнее. Также на диаграмме вы сможете найти пунктирную линию, она условна и обозначает, что факторы имеющие значение ниже нее можно даже не рассматривать. Погрешность составляет около 12-13%.
 
Исходя из диаграммы условно можно выделить четыре основных мотивирующих момента:
 
  • деньги;
  • комфортные условия;
  • поддержание взаимоотношений с близкими;
  • возможность осуществления творческой деятельности.
Итак, детальный портрет мотивации студента у нас есть, осталось построить систему его стимулирования, что мы и сделаем в следующей статье.